+38 (04733) 4-44-36
+38 (067) 505-51-71
г. Смела, Черкасская обл.
ул. Тельмана, 9
terekhova-tur@ukr.net

Над Днепровскими кручами

Над Днепровскими кручами — г. Канев

Посещение Свято-Преображенской церкви в с.Мошны1
   Кое-кто полагает, что этот православный храм одновременно похож на костел, синагогу и мечеть. В самом деле, архитектура его необычна. Усматривают здесь стили разные: кто «тюдоровскую готику» с большими стрельчатыми окнами колокольни, а кто -мавританский (отсылают нас к стилистике воронцовского дворца в Алупке, построенного теми же мастерами; мошенский мастер Роман Фортунов был исполнителем уникального лепного декора Голубой гостиной крымского дворца графа Воронцова).
   Спасо-Преображенская церковь была построена в 1830-1840 гг. городским архитектором Одессы итальянцем Джорджио Торричелли. Несмотря на восточный декор, отмечают искусствоведы, в постройке церкви соблюдены принципы православной «крестовокупольности»: боковые ветви креста сильно укорочены, а центральная — удлинена. По моде XIX в. храм соединен в целое с 50-метровой колокольней. Над средокрестием – самый крупный, по-восточному приплюснутый купол. Особое очарование постройке придают многочисленные изящные башенки. Интерьеры уступают внешнему виду, хотя в храме и установлены витражи, не свойственные православной архитектуре. Колокольня увенчана пятью куполами, а центральный купол храма окружают восемь маленьких. На девяти минаретах вокруг храма – девять полукуполов. В церкви – прекрасная акустика.2
   Храм Преображения Господня был построен на месте деревянной церкви, возведенной в 1709 г. Постройкой каменного храма по торричеллиевым чертежам руководил инженер-подпоручик Терентий Акимович Ступников, а освятил храм митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров).
   Храм сегодня действует, он не перестраивался и реставрировался весьма условно, потому и хорош деталями, подробностями, узором на входной двери, массивными литыми ручками, рамами окон, витражами. Местные жители гордятся Преображенским храмом и рассказывают, что и во Франции у него имеется «сестра-близнец».
   Спасо-Преображенская церковь в Мошнах построена в том же архитектурном стиле, что и дворец графа Воронцова в Алупке, и церковь Иоанна Златоуста в Ялте. В первом случае архитектурное сходство выдает общего хозяина двух имений – графа Михаила Воронцова, а во втором руку архитектора – Джорджо Торичелли.

Посещение Шевченковского национального заповедника3
    Практически полтора столетия многочисленные посетители из Украины и зарубежных стран на Тарасовой горе в Каневе открывают для себя удивительный мир украинской культуры, одним из выдающихся творцов которой был и остается поэтический и художественный гений Тараса Шевченко. Здесь, на высокой горе, когда-то Чернечьей (топонимика, а также исторические документы и материалы свидетельствуют о существовании в этих местах древнего каневского монастыря), 22 мая 1861 г. был похоронен великий сын украинского народа Тарас Шевченко. С тех пор эта гора, названная Тарасовой, воспринимается не только как усыпальница поэта, но и как духовная вершина Украины, один из центров единения вокруг идеи Украинского соборного государства. Отсюда взору открываются кручи, живописные просторы левобережья, плавные воды Днепра. Именно в этих местах Тарас Шевченко бывал в 1859 г. и мечтал поселиться на правом берегу реки, к «этой благодати над Днепром» он страстно стремился в последние годы своей жизни.4
   Летом 1884 года на народные средства на Тарасовой горе был построен первый народный музей Кобзаря – Тарасова светлица, а на его могиле установлен монументальный чугунный памятник-крест по проекту академика архитектуры В. Сычугова. Этот крест венчал могилу до 1923 г.
    Государственный заповедник «Могила Т. Г. Шевченко» был создан 20 августа 1925 г, в 1989 г. он был удостоен статуса национального. На его территории (историко-культурного и природно-заповедного фонда) общей площадью 45 га находятся памятники археологии, архитектуры, истории, искусства и природы: Могила Т. Г. Шевченко с памятником (1939 г., скульптор М. Манизер, архитектор Е. Левинсон); Государственный музей Т. Г. Шевченко (1933-37 г., 1939 г., архитекторы В. Кричевский и П. Костырко); Могила И. А. Ядловского, многолетнего хранителя Шевченковского мемориала; многошаровое поселение Пилипенкова гора. Возле музея размещены чугунный памятник-крест с Шевченковой могилы (1884-1923 г, академик архитектуры В. Сычугов), и чугунный памятник-бюст, установленный на могиле в 1923 г. (скульптор К. Терещенко). Ниже могилы Тараса Шевченко в 2009 г. установлен памятный знак на месте самосожжения украинского патриота, посмертно удостоенного звания Героя Украины, О. Гирныка (скульптор А. Балог).5
На территории нижнего парка в 2007 г. установлен памятный знак украинскому гетьману Ивану Пидкове (скульптор П. Кулык, архитекторы В. Блысюк, К. Малярчук, И. Ренькас), казненному во Львове, а позже перевезенному и похороненному в Каневском монастыре.
    Среди мемориальных деревьев на Тарасовой горе – три дуба, посаженных родственниками Т. Шевченко в 1914 г. в честь 100-летия со дня рождения поэта; верба, посаженная в 1970-х годах с ветки Шевченковой вербы в городе Форт Шевченко (Республика Казахстан), вишни с могилы грузинского поэта И. Чавчавадзе; яблони сорта «Память Шевченко», выведенного профессором С. Черненко в 1929 г. (г. Мичуринск), посаженные в 1954 г..
    Современный Шевченковский мемориал – бронзовый памятник на могиле Кобзаря и литературно-мемориальный музей – был торжественно открыт 18 июня 1939 г. Музейный ансамбль в 1977 г. дополнил гранитный комплекс сооружений подъема на Тарасову гору. В состав комплекса входят нижний парк, монументальная гранитная лестница с площадками и павильонами для отдыха экскурсантов, верхняя широкая аллея з видовой площадкой для обзора и павильон причала «Тарасова гора».6
Сегодня в состав заповедника входят пять музеев:
Литературно-мемориальный музей Тараса Шевченко. В коллекции музея более 30 тысяч единиц хранения – памятники истории, археологии, культуры, среди которых – оригинальные графические работы, мемориальные вещи Тараса Шевченко, прижизненные и раритетные издания его сочинений, произведения украинских и зарубежных художников, шедевры народного творчества, ценные архивные документы, фото- и киноматериалы, аудио- и видеозаписи знаменитых бандуристов и кобзарей. При заповеднике действуют картинная галерея и научная тематическая библиотека.
   Первый народный музей Кобзаря – «Тарасова светлица» (1884-1936г). 5 Музей возрожден в 1991 г. согласно постановлению Совета Министров Украины. По архивным документам, очеркам, рисункам, фотографиям была воспроизведена небольшая украинская хата под соломенной крышей, в одной комнате которой жил в 1884-1933 г. смотритель Тарасовой вечной обители Иван Ядловский, в другой комнате экспонируются мемориальные предметы первого народного музея. Еще с 1884 г. в этом музее на столе всегда лежал «Кобзарь» Т. Шевченко. Интерьер Тарасовой светлицы украшают иконы, украинские вышитые рушники, портрет Т. Шевченко – копия работы И. Репина. Представляют интерес портрет работы неизвестного художника конца 19 века, на котором Тарас Шевченко изображен в виде святого, металлический венок, возложенный в 1912 г. на могилу поэта актерами Московского художественного театра.11
    Музей народного декоративного искусства создан в 1972 г. в Успенском соборе. С 1990 г., в связи с передачей культового сооружения каневской общине Русской Православной Церкви, музейная экспозиция размещена в реконструированном помещении бывшей школы имени Тараса Шевченко. Экспозиция музея отображает народное искусство Черкащины и других регионов Украины и является единственным музеем такого профиля в области.
    Сегодня музей расположен в историческом центре нагорной части города, в границах историко-культурной заповедной территории «Древний Канев» рядом с Успенским собором, построенным в 1144 г. Великим князем Киевским Всеволодом Ольговичем.
    Музей «Литературная Каневщина» (1964-2008г. – Библиотека-музей А. П. Гайдара) открыт в 1967 г. В 10связи с присоединением в 2008 г. к Шевченковскому национальному заповеднику на правах отдела в музее ведется работа по изучению и сбору материалов для новой экспозиции «Литературная Каневщина».
    С Каневом связано много важных событий истории, жизни и деятельности писателей и других выдающихся личностей, которые родились, жили и созидали на этой земле. Среди них – имя ученого-энциклопедиста, поэта Михаила Максимовича и его друзей – Тараса Шевченко, Николая Гоголя, художника Григория Честаховского, оставившего потомкам также поэтические произведения; каневского педагога-просветителя, духовного хранителя Шевченковой могилы Василия Гнилосырова (поэта и публициста), учителя каневских будущих поэтов и писателей: Каневщина – родина Семена Скляренко и Григория Донца, источник творческого вдохновения Гната Хоткевича, Петра Бутурлина, Сергея Воскрекасенко, Дмитрия Чередниченко, Алексея Софиенко, Николая Шамрая и многих других писателей и поэтов. Безусловно, в этом музее достойное место займут и украинские писатели, которые в годы Второй мировой войны защищали и освобождали Канев, — Олесь Гончар, Григорий Тютюнник, Данило Бакуменко, а также Аркадий Гайдар, погибший на каневской земле в борьбе с фашизмом.9
    Исторический музей открыт в 1991 г. В экспозиции представлены материалы раскопок, проведенных на территории Каневщины, этнографический материал, фото, документы. В фондах музея хранится большая коллекция керамических изделий – от нового каменного века (VI-IV тыс. до н. э.) до гончарной посуды ХХ века, среди которых — уникальная коллекция клейм на донышках гончарной посуды периода Древнерусского государства и коллекция столовой и кухонной посуды трипольской культуры (IV-ІІІ тыс. до н.э.); кремневые и костяные орудия труда периода палеолита, трипольськой культуры, бронзового века; железные и бронзовые изделия скифского времени и Древнерусского государства, бронзовые, медные, серебряные и стеклянные украшения разных эпох. Представлены в фондовой коллекции и предметы периода Казацкой Сечи.12
    На сегодняшний день г. Канев привлекает к себе туристов благодаря прекрасным пейзажам долины Днепра, которая с правого берега разграничена глубокими, самыми большими в Европе оврагами. Каждый год сюда приезжают более 100 тысяч туристов из Украины и из разных уголков мира, поскольку этот заповедник интересует их, прежде всего, как культурная и духовная сокровищница украинского народа.